пятница, 27 февраля 2015 г.

Дом-музей Корнея Чуковского



 Дом-музей  в Переделкино хранит много страничек из жизни Корнея Чуковского.  О необычной судьбе писателя и его дома мой рассказ.

Корней Иванович Чуковский – это имя знают во всём мире, его замечательные сказки в стихах читают и любят уже несколько поколений читателей разных стран.


 Писатель, переводчик, литературный критик, исследователь творчества Некрасова – Корней Иванович прожил счастливую, долгую, но очень непростую жизнь.
Вот первые строки его биографии: родился 31 марта 1882 года, место рождения Петербург.
Мать: Екатерина Осиповна Корнейчукова, крестьянка Полтавской губернии.
Отец: студент Эммануил Соломонович Левинсон, из обеспеченной купеческой семьи.
Екатерина служила горничной в семье Левинсонов, владельцев типографий в Петербурге, Одессе и Баку. Молодые люди полюбили друг друга, но придерживались разных вероисповеданий, принадлежали к разным общественным кругам и дети, рожденные от их внебрачного союза, – дочь Маша и сын Коля – стали «незаконнорожденными»





Вслед за отцом своих детей – Екатерина переехала в красивый приморский город Одессу. Какое-то время она, видимо получала помощь от Левинсона, поскольку Коля посещал детский сад мадам Бехтеевой, где, по воспоминаниям самого писателя: «Дети маршировали под музыку, рисовали картинки, а самым старшим был курчавый мальчик Боря Житков». Позднее вместе с Борисом, сыном инженера, Николай Корнейчуков учился в гимназии.
Матери будущего писателя, Екатерине Осиповне, очень не просто было устроить в гимназии и сына, и дочь.
 Дело было в сложных социальных проблемах и противоречиях царской России, а вовсе не в способностях её детей. Отличаясь природной грамотностью, Николай Корнейчуков учился охотно и хорошо, но в 1889 году, ставшим для семьи наиболее тяжелым, Николай, как ребёнок из низшего слоя общества – «черная кость», был исключён из 5-го класса гимназии формально, за небольшую провинность.
Отец будущего писателя, Эммануил Соломонович, к этому времени женился на женщине своего круга, жил в Баку, а мать, Екатерина – зарабатывала на жизнь стиркой белья. Сам же Николай, будучи ещё подростком, подрабатывал помощником маляра, клеил афиши, бегал разносчиком, но он не терял надежды подготовиться самостоятельно и сдать экзамены за гимназический курс.
 Ежедневно, занимаясь без помощи учителей по книгам, он упорно шёл к своей цели и добился аттестата, хотя, и сдавал экзамены комиссии женской гимназии, но это уже не имело никакого значения. Об этом сложном и удивительном периоде своей юности Корней Чуковский написал повесть «Серебряный герб» – порекомендуйте её прочесть своим детям и внукам, а ещё лучше – почитайте её вслух всей семьёй.




Следующая страница жизни и творчества Николая Корнейчукова, как начинающего журналиста и писателя, связана с периодом рождения его литературного имени – Корней Чуковский, когда в ноябре 1901 года в одесской газете (по одним источникам это были «Ведомости», а по другим «Новости») появилась его первая статья подписанная новым именем.
Быстро добившись успеха в Одессе, молодой репортёр мечтал о покорении Петербурга, и полный надежд, отправился в столицу, но хождения по редакциям тощего молодого провинциала на этот раз успехом не увенчались, его продолжали печатать по-прежнему только в Одессе, и знание иностранных языков пригодилось особенно.
 В то время в редакции «Одесские новости» Чуковский был единственным репортером, переводившим статьи с английского и французского, и он получил назначение в Лондон. Эта перемена в судьбе была заслужена огромным трудом: из «голодранца» – как именовали его ещё совсем недавно соседи (жил он самостоятельно, нанимая самое дешёвое жилье, да и сыт был не каждый день) – Николай Корнейчуков стал вполне приличным молодым человеком. Так, что даже родители девушки из «приличной семьи» – Марии Борисовны Гольдфельд – дали согласие на брак молодых людей, и в Лондон Чуковский отправился с молодой женой. Вначале была долгая поездка на поезде, затем на пароходе.




Английский язык Николай выучил самостоятельно по самоучителю Олендорфа, но даже не имел представления о некоторых тонкостях и специфике английского языка – о транскрипции (по иронии судьбы эти очень нужные страницы были вырваны из самоучителя), поэтому, ступив на землю Туманного Альбиона, молодой журналист Корней Чуковский оказался в весьма затруднительном положении. Он легко и успешно переводил статьи, но вот живой-то речью раньше не пользовался! 
И первое время он совсем не понимал англичан, а они – его. Но природная пытливость ума, находчивость, терпение и трудолюбие, помогли всё исправить скорейшим образом, и Чуковский прекрасно овладел и английской речью.
Заграничная командировка внесла серьёзные перемены в жизнь молодого репортёра, так как он познакомился с известными английскими писателями: автором популярных до наших дней романов о Шерлоке Холмсе Артуром Конан Дойлем и писателем-фантастом Гербертом Уэллсом. Также во время Лондонской поездки Чуковский очень много времени проводил в библиотеке Британского музея.






В Россию, на родину Корней Чуковский вернулся в 1905 году и вскоре поселился с семьей в Куокколе, на берегу Финского залива, работая в редакции журнала «Весы» знаменитого Валерия Брюсова.
В круг лучших представителей российской интеллигенции: писателей, художников, поэтов, Чуковский вошел как известный критик – яркий, зубастый, с острым пером, колоритным языком. 





 Вот  имена лишь некоторых его добрых знакомых - это всемирно прославленные писатели, поэты, художники – Максим Горький, Владимир Короленко, Александр Блок, Владимир Маяковский, Илья Репин.



Что же касается семьи Корнея Чуковского, то его брак с Марией Борисовной, заключённый по любви, был счастливым, и как говорили в то время, «господь благословил» семью рождением четверых детей: Николая, Лидии, Бориса, Марии.  И детей своих Чуковские обожали, ласково называли «бобрятами». О своём детстве и жизни в Куокколе прекрасно написала старшая дочь Лидия Корнеевна: «Отец не терпел праздношатания, английским языком занимался с детьми сам. Ежедневно давал задания – выучить слова, называть подряд, в перебивку, чётко знать правописание. Отвечать без запинки. Задавал переводы – смешные. Нелепые. Но так переводить было веселее».
Никогда не применялось в этом доме рукоприкладство или насилие над детьми. Однажды зимой Лидочка стала свидетелем жестокого наказания ремнём, произошедшего в гимназии – сам директор выпорол мальчика, и дочь Чуковского была настолько потрясена, что не могла некоторое время разговаривать.
 Корней Иванович проявил гражданское мужество и волю, написав о безобразном случае министру образования. До тех пор, пока директора гимназии не уволили, определил своим детям «домашнее обучение», приглашая учителя в дом, также сам занимался с Колей и Лидой.




А какие игры, занятия придумывал отец и как бережно и тактично относился он к детям! Не только к своим детям – летом в Куокколе к детям Чуковских присоединялась целая ватага соседских: ходили купаться, катались на лодке, к Репину за водой, и если Коля строил замки и крепости из песка, то Лидочке не разрешалось бегать, кричать и ломать постройки. «Коля мечтает», – говорил Корней Иванович, – «не мешай Коле мечтать!».

Продолжение следует…

3 комментария:

  1. Спасибо, Ирина. Замечательная статья о Чуковском, на стихах которого мы все выросли. Очень много узнала нового и интересного. О таких людях надо писать обязательно.

    ОтветитьУдалить
  2. Надежда, Вы правы, это очень интересный человек, отважный, труженик, многого добился упорным трудом. Я продолжу статью и обязательно сделаю еще несколько видео. Очень рада, что Вам понравилось.

    ОтветитьУдалить
  3. Спасибо, Ирина, за такую чудесную статью. Интересно написана, факты, о которых я не знала - это для меня открытие. Жду продолжения.

    ОтветитьУдалить